Как выбрать подвесной мотор для лодки?
Для каждого человека выезжать на отдых на воде или заниматься водным туризмом не обязательно значит «шепот ветра, развивающийся в снастях» или романтическую греблю по длинным дистанциям. Наблюдать за бесконечным следом пены, сидя на карме и любуясь скользящими по бокам волнами, слушать характерный моторный шум – вот о чем мечтает большинство людей, которые только-только приобрели для себя лодку или катер.
Для того чтобы исполнилась эта мечта кажется необходимо совсем немногое – купить подвесной мотор для лодки и вроде бы… все? Но это не совсем так. Чтобы выбрать лодочные моторы конкретной модели необходимо прояснение нескольких важных моментов. Для начала требуется изучить паспортные характеристики купленного катера или лодки.
Первоначально необходимо ответить на следующий вопрос: допускается ли лодкой или катером глиссирование? Свойство глиссирования – это режим движения лодки или катера с большой скоростью, во время которого водой смачивается лишь небольшая часть корпуса. Общий вес лодки вместе с грузом и экипажем в такой ситуации по большому счету, компенсируется при помощи подъемной силы, которая создается этой частью.
Во время водоизмещающего режима большая часть корпуса погружается в воду, и основной вес компенсируется за счет Архимедовой силы, которая всем наверняка знакома из школьного курса. Когда режим глиссирования не поддерживается, то выбрать можно маломощный или средний двигатель, от 2 до 15 л.с., хотя все будет зависеть от нагрузки.
С помощью дополнительных «лошадей» не будет обеспечиваться существенный прирост скорости, ими лишь будет вызываться большое волнообразование. Помимо этого, во время видоизменяющего режима, излишне мощным двигателем будет притапливаться корма лодки, что даже во время небольшого волнения может случиться захлестывание. И наоборот, если двигатель будет недостаточно мощным для лодки с глиссирующим режимом, он не даст ей достичь максимальной скорости или же вообще лодка не сможет глиссировать из-за больших нагрузок.
Для того, чтобы лодка выводилась на глиссирование, должно быть выполнено следующее условие: мощность в лошадиных силах по отношению ко всему весу лодки в килограммах должна быть больше 1/25 , для лодок с хорошо выраженным килем, то есть килеватых соотношение должно быть 1/20, а для наилучших моделей, которые оптимизированы глиссировать – 1/35. Но здесь, как и всегда, все также должно быть в меру – если мощности будет в избытке, то лодка во время глиссирования может быть не очень устойчива, очень велик риск опрокидывания, который может привести к фатальному исходу. Сейчас есть специальные рекомендация, которые в зарубежных странах даже сведены к стандарту, они ограничивают мощность двигателя, ориентируясь на произведение лодки в длину – L на ширину транца в максимуме – B. Транец – это кормовая пластина, к которой прикрепляется двигатель.
Таким образом, например, ограничение для лодок, у которых размеры L x B: 3 на 1,18 м – 3 л.с., 4 на 1,4 м – 30 л.с. Следуя этим же рекомендациям, для лодки, размер которой составляет 4,6 на 1,8 м получается сравнительно большая мощность – 85 л.с. Но, к сожалению, существует еще фактор, ограничивающий состоятельных любителей в скорости. Максимальная мощность ограничена так же и прочностью корпуса, который зачастую страдает от воздействия сильных ударов волнообразования. Именно поэтому, во время определения максимально допустимой мощности двигателя для лодки, необходимо обязательно ознакомиться с ограничениями, которые всегда указываются в паспорте катера или лодки.
Немного отступая от темы, насчет отечественных и зарубежных марок моделей и определение с их мощностью. Моторы для лодок отечественного производства, до последнего времени поступали в продажу, где в паспорте указывалась максимальная мощность двигателя «на валу», когда зарубежные, собственно – «на винте» или «на гребном валу». Если учитывать потери редуктора и т.п., отечественные моторы на гребном валу обладают мощностью (которая, кстати, и приводит лодку в движение) пониже, нежели «аналогичные» зарубежные модели. Поэтому, если сравнивать моторы, необходимо первым делом уточнять, какая мощность имеется в виду.