Компактные вездеходы ATV
Компактные вездеходы ATV, или попросту квадроциклы, становятся неотъемлемой частью рыболовной и охотничьей жизни как и вертолет в Самаре. Сегодня благодаря этим маневренным и неприхотливым четырехколесным машинам мы можем прокладывать маршруты к малодоступным берегам, непроходимые для многих других транспортных средств, добираться до мест охоты со всем бивачным снаряжением, забыв про объемные рюкзаки, которые раньше приходилось тащить на своих плечах.
Квадроцикл все чаще можно встретить и в гараже дачника, и в механическом парке фермера. Кроме утилитарных целей «квадрики» вовсю используют для экстремального туризма и просто прогулок по пересеченной местности. Небольшой вездеход, позволяющий форсировать ручьи и болота, подниматься по склонам холмов и преодолевать овраги, по-настоящему «заводит», добавляя в кровь изрядную порцию адреналина.
Сегодня на нашем рынке появилось немало ATV японского, американского и канадского производства, разных размеров, мощностей и комплектаций, достаточно удобных и надежных. Однако у них есть одно существенное «но» для многих потенциальных покупателей — высокая цена. Хороший импортный квадроцикл может стоить дороже легкового автомобиля. Приобретать дешевую зарубежную технику не столь известных производителей — себе дороже: того и гляди придется выбираться пешком из лесной глухомани.
Поневоле задумаешься о варианте, который устроил ( нас такой же надежностью и комфортом, но по более приемлемой цене. Искать долго не придется: производитель с мощной конструкторской и испытательной базой находится буквально у нас под боком, в славном городе Рыбинске. Это современная и динамично развивающаяся компания ОАО «Русская механика».
Осенью прошлого года мне довелось близко познакомиться с рыбинскими создателями отечественных ATV, побывать в цехах, где рождаются квадроциклы разных моделей, и попробовать одну из машин в деле на очень непростом маршруте, который вполне подходит для достаточно жесткой проверки «квадрика» и испытания его узлов на прочность.
Пожалуй, это даже не определенный маршрут, а скорее направления, по которым приходится прокладывать путь, сверяясь с навигатором, ныряя в овраги, форсируя ручьи и болота, проходя поля, лесные массивы, ища объезд, когда встречаются препятствия, непроходимые даже для ATV.
Для тест-драйва мне предоставили двухместный PM 500 — утилитарный «квадрик», который по своим характеристикам более всего подходит для наших целей, то есть рыбалки и охоты. Первое впечатление от внешнего вида машины — современный квадроцикл, который по силуэту легко вписывается в ряд одноклассников ведущих мировых производителей.
Сразу бросаются в глаза пластиковые расширители крыльев — деталь, придающая облику машины особую индивидуальность. Позднее, принимая «грязевые ванны» в сырых низинах и форсируя ручьи, я вполне ощутил пользу от этого нововведения рыбинских конструкторов.
Широкие крылья отбивают всю грязь и воду, защищая водителя, поэтому я чувствовал себя комфортнее, чем на многих других ATV, на которых мне приходилось ездить до того. Очень важная деталь для рыболова — грузовые рамы, или багажники. Когда знакомлюсь с квадроциклом любой марки, сразу обращаю внимание, насколько багажники вместительны и удобно расположены на квадроцикле, чтобы не создавать помех при загрузке и движении.
Обычно у рыболова лишних вещей не бывает, а нужных набирается столько, что места всегда бывает недостаточно. Оно и понятно, если отправляешься в «автономное плавание» подальше от цивилизации. На РМ 500 данные конструктивные элементы выглядят достаточно прочными и вместительными, и «навьючить» на них можно до 120 кг багажа.
Кроме того, «Русская механика» предлагает прицепной модуль с кузовом, который еще более расширяет возможности квадроцикла, например, для вывоза добытой на охоте дичи или для погрузки запаса топлива для дальней дороги. Возможно, два дополнительных колеса модуля немного снижают проходимость всей машины, но не слишком критично.
Нет особых претензий к органам управления. Информативная цифровая панель выдает все необходимые данные о режимах работы двигателя и шасси. Все кнопки и рычаги управления узлами расположены, что называется, «под рукой». Единственная претензия — к педали ножного тормоза. Она расположена так, что передняя часть стопы уходит под нее, и, чтобы воспользоваться педалью, приходится делать лишние движения, а на ходу менять положение ноги весьма неудобно. Эту недоработку производители обещали исправить.
Управлять квадроциклом, выбираться из глубокой колеи и проходить крутые повороты для меня оказалось довольно легко, несмотря на то что машину пока еще не оснащают электроусилителем рулевого управления. Но такая опция все же необходима на квадроцикле, весящем 350 кг без загрузки, особенно когда приходится совершать длинные переходы по сложным маршрутам.
В ближайшее время производители намерены внедрить и эту опцию, что сделает управление достаточно тяжелой машиной более легким. Одноцилиндровый 4-тактный двигатель, объемом 503 см3 и мощностью 40,8 л.с, оказался весьма приемистым и тяговитым для машины такой массы. РМ 500 быстро разгоняется по ровному грунту, легко преодолевает косогоры и выходит из бродов, скоро отзываясь на управление акселератором.
В режиме 4WD вязкую грязь или глубокий брод пересекаешь, как на тракторе. В этом случае не стоит форсировать ход машины, а после небольшой тренировки надо найти режим, при котором «квадрик» проходит препятствие ровно, не буксуя, а подминая скользкий грунт. К тому же успешно преодолевать различного рода препятствия помогает 26-дюймовая резина DURO с развитыми грунто-зацепами на литых дисках радиусом 14 дюймов.
Колеса, электрическая лебедка, зеркала заднего вида, спинка сиденья пассажира, фаркоп и полный комплект светотехники входят в базовую комплектацию машины. Высокий клиренс в 290 мм и надежная нижняя защита агрегатов и подвески позволяют проходить на РМ 500 самые проблемные места с булыжниками, пнями и гатями. Не буду вдаваться в подробные технические характеристики машины. Их легко можно найти на сайте производителя или в салоне дилера.
Важно то, что через обширную дилерскую сеть несложно заказать все необходимые запчасти для рыбинских квадроциклов, поэтому при поломках, от которых не застрахована даже самая надежная машина, ваш «квадрик» долго без дела стоять не будет. Кроме всего прочего для оснащения квадроциклов ОАО «Русская механика» предлагает удобные багажные кофры и целый ряд других аксессуаров.
После одного дня тест-драйва сделать окончательный вывод о надежности машины я, конечно, не могу, поскольку для этого ее нужно активно поэксплуатировать в течение более длительного периода. Но на первый взгляд РМ 500 вызывает симпатию и доверие и по внешнему облику, и по работе агрегатов, и по ходовым качествам.
Полагаю, что к этой теме стоит вернуться через год, когда накопится определенный опыт эксплуатации. Ведь этот квадроцикл начал серийно выпускаться только в феврале 2012 г., то есть отбегал всего лишь один сезон. А рыбинские конструкторы наверняка будут совершенствовать эту машину и далее наряду с расширением модельного ряда мотовездеходов.
Впрочем, уже сегодня имеется семь моделей разных весовых категорий. Для рыболовных и охотничьих маршрутов кроме РМ 500 особенно интересен PM-GAMAX АХ 600. Надеюсь при следующем визите на ОАО «Русская механика» поближе познакомиться с возможностями и этой машины.