На запах

На запах В окрестностях города Липецка вряд ли можно найти место краше, чем на реке Воронеж около хутора Первомайский.

Хутор стоит на высоком правом берегу. Влево от местного лодочного причала почти на километр тянется сравнительно широкий затон, называемый здесь Толпеиким; прямо от причала идет водная дорожка К Переливу — месту, где от основного русла реки отходит протока.

Огибая длинный островок, она то тихо, то убыстряясь в сужении выходит к широкому плесу, виднеющемуся вдали. Правый берег протоки изрезан небольшими заливчиками, названными Погребки. И всюду рыба.

В Толпецком затоне у края трав на глубине 2—3 м можно ловить добрую плотву, в самом коние затона попадаются крупные лини и красноперки, около Перелива в глубокой яме попадаются щуки, в узких местах протоки, среди трав водятся увесистые красноперки. Всегда играет рыба в Погребках!
Но все-таки самое радостное для рыболова место — это Перенежка, широкий и длинный речной залив, который вдается в левый берег Воронежа.

Чудесен он в тихие вечера, когда в зеркальной поверхности отражаются до самых мельчайших деталей и лес, окружающий залив с обеих сторон, и лодки рыболовов, стоящие у трав. Залив полон жизни, особенно на вечерних и утренних зорях. То окуни гоняют мальков так, что те веером вылетают из воды, то могучие щуки гулко ударяются о воду, то с мягкими всплесками начинают игру подлещики. «Всякая рыба есть в Перенежке,— говорят местные жители,— только трудно ее взять».

И правда, поимка щуки или крупного окуня на Перенежке—явление не частое. Не чем иным, как обилием в заливе корма, это объяснить нельзя. Куда бы ни повернулась щука, всюду перед ней плотва и красноперка, куда бы ни заглянул окунь, везде сгаи мальков. Главный улов рыболовов здесь обычно плотва средних размеров, иногда попадаются и крупные экземпляры.

За последние годы Перенежка полюбилась многим горожанам из числа тех, кто имеет моторные лодки.
Хорошо знакома Перенежка и моей семье. Два года мы отдыхали здесь по месяцу в летнюю пору, останавливаясь в доме старого плотника Тихона Кузьмича Гоголева, человека гостеприимного к рыболовам и зимой и летом.

Здесь мой старший сын Андрей научился владеть спиннингом, а младший Миша впервые в жизни «ощутил», как тянет щука, когда попадается на дорожку. Здесь же «заболела» рыбной ловлей и жена, став потом самым азартным рыболовом из всех нас.

Но все мы довольствовались главным образом плотвой, красноперками и окуньками. Да и трудно было рассчитывать на что-нибудь другое, когда приходилось ловить вчетвером с одной лодки.
У нас было время, чтобы подумать над своей рыболовной практикой.

Надоело нам надеяться на «везение». Хватит, решили мы, будем звать рыбу к себе, ловить с прикормом. Но с каким? Течение в Перенежке есть, но такое слабое, что рассчитывать на то, что вместе с ним будут плыть и зерна пшеницы, не приходилось.

— Все рыбы,— сказал я ребятам,— при поиске пищи руководствуются главным образом обонянием, а уж потом зрением и осязанием.

Вот и давайте попробуем приманить к себе рыбу запахом.
Мы принялись за работу. В духовке насушили до красноты ржаных сухарей, хорошо прокалили семечки подсолнуха, все это пропустили через мясорубку и получили мелкие, почти пылевые, крошки с прекрасным вкусным ароматом.

На запахОколо трех часов дня мы были на Перенежке. Наш расчет был таков: размочим ароматные крошки и раскидаем их здесь же, у края трав, а вечером, часов с семи, начнем ловить.

Пришло и вечернее время. С надеждой на хороший клев поставили мы лодку у края травы и, наживив на крючки червей, сделали первые забросы. Но нас ждало разочарование: поплавки стояли спокойно, рыба их не тревожила. Вот уже и солнце скрылось за верхушками деревьев, начали сгущаться сумерки. На берег мы вышли унылые. Сварили мы кашу из брикетов и поужинали ею вместо ухи.

Ребята улеглись на мягком сене в палатке и сразу же заснули. А я еще долго сидел у костра.
Зря, выходит, мы старались. Но не везти же прикорм домой! И встав, я вновь замесил на воде тесто из порошка и, отъехав на лодке к месту, где ловили, разбросал его веером по воде. Пусть хоть мелочь попользуется.

Проснулся я до восхода солнца, приготовил ребятам завтрак, но будить их не стал, а сам, взяв удочки и червей, отъехал на лодке к приваженному месту.

«Возможно, вчера мы стояли близко к кромке травы,— размышлял я,— и лодку было видно, да и удилищами размахивали над чистой водой, пугали рыбу»,— и встал метрах в трех от кромки трав с таким расчетом, чтобы положить удилища на листья кувшинок, выдвинув за травы лишь их кончики. И попробовал ловить со дна, а не в отвес.

Тихо размотал первую лесу и установил поплавок так, чтобы он не держал грузило на весу, но и в то же время стоял вертикально. Затем то же проделал со второй и третьей удочками.
Было уже светло, но солнце еще не выходило из-за леса.

Что такое? Один из поплавков качнулся, поднялся и лег плашмя на воду, Я протянул руку к удилищу. Поплавок медленно стал двигаться, встал, приподнялся, пошел в другую сторону и вот уже погрузился в воду. Подсечка — и я почувствовал, что там, на крючке, не обычная плотва, а что-то другое, тяжелое и сильное. Осторожно, с трудом подтянул рыбу к поверхности и с волнением узнал подлещика. И на другой удочке поплавок лег на воду.

Клевало непрерывно. То на одной, то на другой удочке, а то и на обеих сразу поднимались и укладывались поплавки. Однако поймал я немного: то пустая подсечка, то сход при протаскивании через травы. Но сам процесс ловли был так захватывающе динамичен, так наполнен чудесным рыбацким азартом, что я ничего, кроме поднимающихся поплавков, не видел. Но вдруг возник какой-то иной звук. Я обернулся и увидел десятилетнего Мишу. Он стоял спиной ко мне и навзрыд плакал, уткнувшись носом в угол палатки.

— Ты чего? — удивленно спросил я.
— Не разбудил, а сам ловишь.
— Жалко было будить вас, спали вы сладко.
— А мы не спать сюда приехали, а рыбу ловить.

Теперь в лодке и Миша. Я ловлю на две удочки, он на одну. Удилища длинные, поэтому я ему забрасываю, а он подсекает и вываживает. И сразу высохли у мальчишки слезы, засветились глаза.
Солнце поднялось над лесом, и поклевки стали все реже и реже. Вскоре проснулся и старший сын. Досталось мне и от него за то, что не поднял на ловлю.

Мы с Мишей отдали ему и удочки, и лодку, а сами принялись за завтрак. Хотя поклевки стали редкими, однако Андрей до десяти часов утра «высидел» еще трех подлещиков. Сидя на берегу, мы отдыхали, подводили итоги и «извлекали» уроки.

— Нас можно назвать первооткрывателями,— заявил Андрей,— до нас никто не ловил здесь подлещиков в таких количествах.

Это походило на правду. Были случаи поимки подлещиков на Перенежке, но попадались они один-два, и то немногим.

На запахДа, факт налицо: наша душистая привада сработала безотказно. Ловить «на запах» можно. Нужно только время, чтобы мельчайшие частицы проложили душистую дорогу к месту ловли. Для этого хватило ночи. Отметили мы и то, что не было плогвы. Не поймали ни одной. Видимо, она боялась подходить к скоплению подлещиков.

К промахам были отнесены слабость лесок, которые мы решили заменить на более прочные, малый размер крючков (№ 3), из-за чего было много сходов и пустых подсечек, отсутствие подсачека, якоря или кола.

В течение июля мы не раз на одну-две ночи выезжали на Перенежку и всегда возвращались с хорошими уловами молодых лещей, а однажды в их «компанию» попал и золотой красавец карась около килограмма весом. Это тоже было новостью даже для местных рыболовов, которые считали, что карасей в Перенежке нет.

Разумеется, способ ловли мы не засекречивали и тем, кто интересовался, рассказывали о нем. Как и следовало ожидать, он был критически рассмотрен и кое-кто серьезно улучшил его. Приехав однажды на Перенежку, мы встретили там местного рыболова. Было около пяти часов вечера.

— Как дела?
— Отлично.
— Утром ловили?
— Нет, днем.

Это уже было новостью. Мы утвердились в мысли, что подлещики хорошо ловятся только на восходе солнца, а рыболов нашел способ ловить в течение всего дня. По его словам, прикормка — крупные куски хлебного мякиша — держала около лодки подлещиков в течение всего дня и они ловились на хлебные катыши. Проверить этот метод в тот год нам уже не удалось, и утверждать, что дело обстояло именно так, не рискую.

Кто знает, возможно, в другом месте примененный нами запах привлечет к себе не только подлещиков, а и полновесных лещей… Советуем попытаться! А если вы хотите посетить классный ресторан, тогда посетите ресторан White Rabbit это отличный выбор. Меню ресторана обширное есть из чего выбрать.