Каркасно-надувная лодка
Более 20 лет я пользуюсь самодельной каркасно-надувной лодкой своей конструкции. Невзрачная на вид «посудина» обладает многими преимуществами перед всеми малогабаритными плавсредствами как промышленного производства, так и самодельными. У нее «полужесткая» конструкция, она устойчива даже при сильном волнении; непотопляема, так как состоит из изолированных воздушных отсеков.
Лодка имеет удобное сиденье, хороший ход, не «вихляет», маневренна и легко управляема. При грузоподъемности около 180 кг лодка весит всего 6,5 кг, в разобранном виде занимает мало места и легко транспортируется на велосипеде. Такую лодку может сделать каждый, кто любит и умеет немного мастерить.
Каркас (рис. 1) разборный, из прямослойных, без сучков, сосновых реек; металлические детали — стальные, из листовой меди или оцинкованного железа. Каркас покрывают масляной краской.
Сборка каркаса. Килевой брус (7) с прикрепленной к нему шурупами площадкой для ног (2) соединяют с передней и задней стойками (3): для этого к низу стоек на внутренней грани крепятся уголки (77). На них укладывают концы килевого бруса и надвигают на него подвижную муфту (12). Устанавливают средние подкосы (закрепляя их болтом к уголку (75) на площадке для ног.
Укладывают стержни верхней (ромбовидной) обвязки (5 и б) на уголок (прикрепленный к верху стоек на уголок (75) на подкосах и среднюю поперечину (7) с брезентовым сиденьем и затягивают соединения болтами. В ушки наверху передней и задней стоек вставляют консоли (9 и 10) с блочками для якорных шнуров. Продевают заднюю поперечину (8) через шов брезентового сиденья и укладывают ее на задние стержни обвязки, продевая через кольца (16) на задних стержнях ромбовидной обвязки.
Эти кольца (МД9 на рис. 6) для висячих замков можно приобрести в хозяйственном магазине. Чтобы не ослаблять стержни обвязки, кольца привязывают к ним медной проволокой за винты. На консолях шурупами крепятся металлические (из стали толщиной 5 мм) пластинки с блочками МД8 и кольцами МД11 для якорных шнуров. Кольца необходимы для точного направления шнуров.
В качестве этих колец я использовал винты от колец для висячих замков, при этом несколько раздвигал кольцо и впаивал кусок проволоки, так как имеющаяся петля недостаточна по диаметру для пропуска шнура. Блочек должен иметь глубокий желобок, а кольца МД11 надо ввинтить в консоль с таким расчетом, чтобы шнур шел точно на уровне желобка, тогда он не будет соскакивать с блочка.
При хранении и транспортировке все стержни каркаса нанизываются на проволоку через отверстия в металлических деталях; только в задней поперечине просверливают отверстие поближе к одному из концов.
Чехол состоит из двух частей: собственно чехол, обтягивающий каркас — из брезента, и пришиваемый к нему с внешней стороны клеенчатый рукав, в котором располагают футбольные камеры, надуваемые воздухом. На изготовление чехла требуется около 2,5 кв. м брезента и примерно столько же детской клеенки.
Выкройки чехла и клеенчатого рукава показаны на рис. 9—11. Шить рекомендую вручную сапожной дратвой, в две иглы, пропуская их в один прокол. Стежки — не длиннее 7 мм, дратву затягивать потуже. Дратвой же следует обметать сшитые кромки. Рекомендую шить чехол в следующем порядке.
В каждой половине брезентовой выкройки основного чехла делают вытачки, срезая лишний материал. Затем, отступая от верхней кромки на 50 мм и от носа на 80 мм, пришивают брезентовую полосу шириной 90 мм, из них по 10 мм пойдут на швы. К этой полосе пришивают клеенчатые рукава. В носовой части клеенки делают вытачки, но материал не вырезают, а только зашивают. Все швы должны быть обращены внутрь. Затем на торцы рукава нашивают полукруглые «заглушки». Рукава пришиваются к брезентовому чехлу и снизу, но внакладку.
Сшивают заднюю закругленную часть рукава, в которой должны размещаться две футбольные камеры. На нее сверху нашивают брезентовую накладку, после чего делают две прорези, обматываемые дратвой.
В брезентовой полосе, пришитой к верхней кромке основного чехла, прокалывают толстым шилом отверстия, в которые продевают шнурки для привязывания чехла к каркасу лодки.
Сшитый чехол надевают на каркас и привязывают шнурками к верхней ромбовидной обвязке. Затем на брезентовой полосе рукава размечают прорези для семи камер с каждой стороны и обшивают их дратвой. Первую прорезь делают на расстоянии 190 мм, а последнюю, перед закруглением, — в 100 мм от кормовой части основного брезентового чехла.
Сиденье также шьется из брезента, с двумя проушинами, которыми надевается на среднюю и заднюю поперечины при сборке каркаса (рис. 12).
Через прорези в рукав поочередно вводят футбольные камеры и с помощью золотникового насоса надувают воздухом (можно пользоваться мехами для надувания прорезиненных матрацев, имеющимися в продаже). После наполнения камер воздухом трубочки загибают и затягивают резиновыми колечками, вырезанными из негодных камер.
Не следует затягивать их веревочкой, так как намокшую веревку трудно развязывать. Чтобы трубочки камер не западали внутрь рукава, на них надевают плоские резиновые кружки с центральным отверстием; диаметр их должен перекрывать прорези в брезенте. Кружки можно вырезать из негодной автомобильной камеры. В жаркую погоду камеры следует наполнять воздухом меньше, чем в холодную.
Перед употреблением в дело резиновые камеры надо проверить, выдерживая их в надутом состоянии в течение нескольких часов. Неплохо иметь несколько запасных.
Весло — двухлопастное, может быть или цельным, длиной около 170 см, или разборным из двух половинок.
Рекомендую сделать два брезентовых мешка: наполненные песком, камнями и даже обыкновенным грунтом, они могут служить якорями. Сборка и разборка лодки занимают не более получаса.
От составителя. Положительно оценивая конструкцию лодки В. Лукашева, заметим, что металлические крепежные детали могут быть стандартизованы: стальные уголки МД1 (40 х х 57 х 5 мм), МДЗ (40 х 40 х х 2,5 мм), МД4 (40 х 47 х х 2,5 мм) могут быть заменены дюралевыми № 4 с толщиной полок 2,5—3 мм; пригодны и недефицитные дюралевые уголки № 3,5 (35 х 35 х 2,5 мм), отходы которых можно без труда приобрести в магазинах и отделах «Умелые руки».
Можно также деревянные стержни каркаса (кроме килевого бруса и стоек) заменить дюралюминиевыми трубками диаметром 12×14 или 14×16 мм с соответствующим изменением конструкции их креплений.