Игра чёртиком
Никаких постоянных правил по игре не существует. Рибалка на коропа изобилует исключениями. Поэтому рекомендации автора по игре можно считать относительно верными, но ни в коем случае не категоричными.
Истинность всех рекомендаций из чужой и вашей практики будет подтверждать лишь пойманная рыба. Но есть самые парадоксальные и неписаные правила, о которых ни один мастер уже не думает, но следует подсознательно. Они оказывают огромное влияние на качество игры и предшествуют ей по ходу рыбалки.
Моральное напряжение и переживания мешают сосредоточиться. С чертиком или безмотылкой в руках надо начинать ловлю, не думая о мешках рыбы или об улове соседа. Надо делать проводки так, как будто вы их показываете кому-то: не спеша, без суеты, ровненько и для своего удовольствия. Особенно это важно для начинающих: главное — сосредоточиться на качестве проводки и выборе приманки.
Перед началом ловли следует расслабиться, выровнять дыхание и поудобней устроиться. Забавно, но факт: если у вас удобный ящик и вы комфортно расположились возле лунки, то, скорее всего, поймаете больше. А почему?
Все дело в том, что ловля на чертика — это игра, игра и еще раз игра! Напряжение в пояснице, спине и плечах сказывается на качестве игры. Добавьте к этому уставшие задень руки, и вы поймете, почему порой к вечеру у вас хуже клюет на уловистый с утра чертик.
Активный окунь хватает чертика на 1 -3 проводке более чем в половине случаев. Если 5—7 проводок окунь не клюет, то далее вы раскачиваете лунку дразнящими проводками, чередуя их с рабочими. И если окуни под вашей лункой есть, то они обозначат себя. Исключение составляют глубинные крупные окуни в пассивном состоянии. Для их ловли в глухозимье может понадобиться 20—30 раздразнивающих проводок с мудреными комбинациями. В любом случае первые проводки надо сделать максимально четко.
Однотипной игрой вы много не поймаете. Придется просто поверить, что все эти мудреные названия: «пила», «елка» и прочие — конкретные и рабочие способы проводок. Все что следует сделать — это постараться запомнить и четко выполнить хотя бы «пилу». Затем просто исполнять эту проводку с разным наклоном удильника относительно льда, с разной частотой, амплитудой и скоростью подъема. Такого разнообразия окуню вполне хватит. Не забываем и о паузах в конце подъема, высоких и низких проводках — все это вносит разнообразие в игру.
Ловля окуня очень активна, и найденная рыба часто клюет на каждой проводке. Если несколько проводок подряд не приносят рыбы, то надо сменить тип игры. Зачастую простая «пила» с 2—4 колебаниями в секунду с амплитудой от 0,5 до 1 см единственно подходящая проводка на лунке. Раздразнивающей проводкой может быть игра с амплитудой не более 1 см, с быстрой частотой в 5-7 колебаний в секунду, при одновременном подъеме около 2—3 см в секунду. А по пассивному окуню такая резкая проводка может оказаться уже и рабочей.
Чаше всего на новой лунке, когда под вами есть окуни, вы ловите рыбу с первых же проводок. Вам просто некогда и незачем перебирать всевозможные технические приемы игры. По собственному опыту могу сказать, что для периода перволедья вы можете знать 2—3 проводки, и этого хватит для ловли окуня. Больше проводок и их вариаций вам могут понадобиться в конце зимы по последнему льду и при ловле крупного окуня в глухозимье на глубинах.
Но при этом вы должны исполнять эти проводки в совершенстве. Самые частые рабочие проводки на окуня — «пила», «елка», «горка», «дриблинг». Учитывая, что эти проводки можно исполнять с разной скоростью и амплитудой, вам будет достаточно комбинаций для любого окуня.
Sherree Valentine Daines. Современная британская художница.